Я веду прием. В течение всего года ежедневно раз за разом раскрывается дверь кабинета и передо мной как картинки в калейдоскопе меняются, мелькают лица, одежды, слова приветствия и прощания. Но раз в году весной эти быстро сменяющиеся картинки приобретают некоторую одинаковость. И хотя лица, слова, манера поведения и общения разняться по-прежнему, но все чаще передо мною несильно отличающиеся по росту, комплекции, по застенчиво-трусоватой повадке мальчишки и девчонки возраста около шести лет. Впереди у них школа.
Как выбрать профиль школы? Все больше появляется языковых школ, детей рано и смело знакомят с компьютером, предлагают углубленное изучение этикета и истории, экономики и литературы. Что подойдет вашему ребенку? Где сможет он полнее раскрыть свои способности? Какой труд будет в радость подросшему малышу? И хотя каждый раз эти вопросы приходится решать индивидуально, но некоторые советы могут пригодиться всем, а ряд отклонений в состоянии здоровья оказываются похожими у значительного числа детей.Поступление в школу меняет весь уклад жизни ребенка, целенаправленное обучение требует от него определенных навыков и способностей, которые должны к шестилетнему возрасту быть воспитаны. Ребенок должен уметь быть усидчивым. Вынужденная малоподвижность в течение достаточно длительного времени не должна его раздражать. Требуется умение слушать и понимать незнакомого человека – учителя, достаточно устойчивым должно быть внимание. Ребенок должен понимать необходимость соблюдать предложенные ему правила учебы – новой, достаточно сложной игры, в которую нельзя не играть. Умеют ли все это ваши дети? Часто не умеют, и таких детей немалое количество. Почему? Первое обстоятельство, играющее свою роль – это физическое здоровье. Различные хронические заболевания миндалин, почек, желудка ослабляют организм ребенка, ухудшают его развитие, препятствуют усвоению организмом пищи, кислорода. Такой ребенок бледен, у него «синяки» под глазами, он быстро утомляется, плохо спит, потеет во время физической нагрузки или сна. У ребенка ослабленного отмечаются боли в позвоночнике, ногах. Боли эти связаны с изменением погоды, эмоциональным перенапряжением и портят малышу настроение, как вообще плохое самочувствие, связанное с болезнью, делает ребенка обидчивым, неуравновешенным, неспособным правильно воспринять ваши слова и требования. Создает свои проблемы и малоподвижность. Порою кажется, что ребенок не сидит на месте, постоянно в движении, но на самом деле это часто является лишь проявлением неуравновешенности и неусидчивости. Объем движений, совершаемых детьми в течение дня в действительности много меньше того минимума, который создает в организме крепость и тренированность. Когда такой ребенок в школе впервые попадает на урок физкультуры, то утомляемость, неспособность выдерживать достаточно длительную, методически правильную физическую нагрузку сказывается сразу ухудшением самочувствия, раздражительностью, рассеянностью, плаксивостью.
У детей наших слабые мышцы не позволяющие удерживать правильную осанку, что в школе ведет к искривлению позвоночника в результате длительного сидения за партой не всегда подходящего ребенку размера. Это также ведет к повышенной утомляемости. Любой умственный труд, а значит и учеба, связаны с работой сосудов головного мозга, которые должны обеспечить его кровью и кислородом, что обусловит сосредоточенность, внимание, память. Напряжение и утомленность мышц вызывают сужение сосудов и ведут к ухудшению работы мозга, рассеянности.
Таким образом, ослабленность физического здоровья ребенка, наличие хронических заболеваний, мышечная нетренированость с неизбежность ведут к низким возможностям обучения, слабым результатам умственной деятельности, ухудшению самочувствия маленького школьника.
Родителям такого ребенка наиболее тщательно необходимо продумывать вопросы, связанные с углубленным изучением каких-либо предметов в классе. Таких детей лучше готовить к школе, активно используя дошкольные годы для «дозревания» различных органов и систем, прежде всего нервной системы, для усовершенствования тонких мыслительных функций, для установления и укрепления черт характера способствующих высокой эффективности обучения. В этих целях время до начала школьного образования необходимо потратить на упорное залечивание хронических – сердечно-сосудистых, нефро- и гастрологических — заболеваний. На коррекцию имеющихся у вашего ребенка ортопедических нарушений в состоянии здоровья, проблем, касающихся глазной и ЛОР патологии, с неизбежностью ведущих к ослабленности физической и психической, ухудшая качество жизни, ограничивая возможности ребенка.
Активнее – с вашей стороны – вступайте в диалог с врачом, помните, что успех оздоровления у детей во многом зависит не столько от компетенции докторов, сколько от вашей заинтересованности, внимания, как к ребенку, так и к четкости выполнения данных вам рекомендаций. От вашей воли по соблюдению предлагаемых вам мер, от того, наконец, является ли здоровье детей в вашей семье приоритетным, не приносится ли постоянно режим быта и отдыха ребенка в жертву интересам взрослых, а питание – в жертву вашим диетологическим капризам.
Поверьте! Оздоровить ребенка, подготовить его к школе, к профессии, к жизни вам помогут. Но помните, спросить специалиста – медика, психолога, педагога – «как это сделать?» – это ваша, друзья мои, задача! Без вашего участия, ваших вопросов любое слово наше не будет услышано!
Желаю удачи!
Автор статьи: Доктор Багровце Ю.К..
Статья прислана автором для публикации на ЧАДО.РУ
Копирование возможно, только при наличии активной ссылки на автора и сайт ЧАДО.РУ