Особенности растущего организма ребенка.

Педиатрия (от греческих слов pais — мальчик, ребенок и iatreia — врачевание) как самостоятельная медицинская дисциплина возникла лишь в первой половине Х1Х столетия, а первым русским педиатром, начавшим читать полный курс лекций по педиатрии, справедливо называют С.Ф.Хотовицкого.

Ему же принадлежит первое русское оригинальное руководство по детским болезням — "Педиятрика" (1847), в котором С.Ф.Хотовицкий опровергал представление о ребенке как миниатюрном взрослом, отличающегося от него только размерами, и утверждал, что детский организм имеет свои, только ему присущие свойства, живет и развивается по определенным законам. Описывая заболевания детей, он объяснял их особенности своеобразием детского организма, совершенно обоснованно утверждая, что без учета особенностей детского организма нельзя понять его патологию, а значит, и нельзя правильно бороться с заболеваемостью и смертностью детей.

 

В начале ХХ столетия объем педиатрии как науки значительно расширяется. Накопившиеся факты заставляют включить в педиатрию учение о здоровом ребенке, развитии его организма, о создании условий для полноценного развития детского организма. Расширяются и задачи педиатра: четко выясняется необходимость борьбы не только с заболеваниями детей, но и за полноценное развитие растущего организма. И эта вторая задача в настоящее время является основной, решающей, придающей всей деятельности педиатра выраженный профилактический характер, включающий в себя полноценное питание, гигиенический уход и систематическое наблюдение.

В настоящее время педиатрия настолько разрослась, что появились уже отдельные отрасли педиатрии: детская хирургия, детская неврология, детская офтальмология, детская гематология, возрастная анатомия и много других.

В созданных детских поликлиниках проводится постоянный патронаж здорового ребенка. Причем, патронаж здорового ребенка педиатром и медицинской сестрой на первом месяце жизни осуществляется каждые 10 дней, на втором месяце — каждые 2 недели, а затем 1 раз в месяц до 1 года. В возрасте 1 месяца ребенка осматривает невропатолог, а в возрасте 3-х месяцев и 1 года ребенка осматривают невропатолог, окулист и ортопед. На втором году жизни патронаж здорового ребенка педиатром осуществляется каждые 3 месяца.

Детям, достигшим 7-летнего возраста, проводится в детской поликлинике полная диспансеризация всеми специалистами. У детей определяется острота зрения, им проводится дегельминтизация и санируется полость рта и зева. В течение всех школьных лет за здоровьем детей и подростков наблюдает школьный врач. Всем детям регулярно в определенные сроки проводится вакцинация против наиболее опасных инфекций.

В настоящее время установлено, что развитие тканей и совершенствование функций отдельных органов и всего организма в целом являются процессами, принципиально отличающими детский организм от взрослого. С момента рождения ребенка до 18-летнего возраста процесс развития идет непрерывно и тем своеобразнее и интенсивнее, чем меньше возраст ребенка.

В соответствии с характером и интенсивностью изменений, происходящих в организме, принято различать следующие периоды детства:

внутриутробного развития — 10 лунных месяцев;

новорожденности — 4 недели;

грудной — до 1 года;

ясельный или преддошкольный — от 1 года до 3-х лет;

дошкольный — от 3 до 7 лет;

школьный — от 7 до 18 лет (с подразделением его на период младшего и старшего школьного возраста).

Следует иметь в виду, что определение длительности каждого из периодов роста ребенка является условным. В каждом из периодов происходит значительные количественные изменения, которые затем приводят к новым особенностям и совершенствованию функций организма. В каждом из этих периодов есть особенности роста и развития, свои закономерности этих процессов. Эти особенности обратно пропорциональны возрасту ребенка: чем меньше возраст, тем они разнообразнее. По мере приближения к возрасту взрослого особенности растущего организма стираются.

Период внутриутробного развития длительностью 280 дней является важнейшим. Различают в нем фазы эмбрионального и плацентарного развития. Уродства и аномалии развития возникают главным образом в первые 3 месяца развития, что соответствует эмбриональной фазе развития.

Период новорожденности отличается от остальных периодов детства прежде всего тем, что именно в этом периоде начинается процесс приспособления к новым условиям внешней среды, впервые возникает и устанавливается взаимоотношения между организмом и внешней средой. Здоровый доношенный новорожденный характеризуется следующими признаками. Средний вес мальчиков 3500 г, девочек — 3350 г, длина тела 50-51 см. Окружность головы (35 см) превалирует над окружностью грудной клетки (33 см.). У новорожденного ребенка слабо развиты все органы и системы. Наименее зрелой и наименее дифференцированной по сравнению с другими системами является нервная система новорожденного. Раздражения световые, звуковые и тактильные, непрерывно поступающие в морфологически и функционально несовершенную кору головного мозга новорожденного, приводят ее в состояние длительного торможения. Этим объясняются почти непрерывный сон, вялость и автоматичность движений новорожденного.

К особенностям этого период относятся:

физиологическая желтуха новорожденных (icterus neonatorum) появляется на 2-3-й день жизни почти у 80% всех новорожденных в виде желтушного окрашивания кожи, слизистых оболочек и склер. Желтушные явления, достигнув наибольшей интенсивности в течение 2-3 дней, начинают ослабевать и совершенно исчезают к 7-10 дню. У недоношенных детей желтуха выражена резче и нередко затягивается до 6-7 недель. Общее состояние новорожденных не нарушается. Для желтухи новорожденных характерно отсутствие ахоличного стула и интенсивной окраски мочи. В основе патогенеза этого состояния лежат гемолиз эритроцитов, недостаточная функция печени и как следствие этого физиологическая гипербилирубинемия.

набухание грудных желез (мастопатия новорожденного), развивается под влиянием сохраняющегося еще гормонального влияния материнского организма, эти изменения длятся несколько дней.

Грудной возраст продолжается до конца первого года жизни. В этом периоде ввиду относительной функциональной слабости органов пищеварения ребенок питается преимущественно молочной пищей. Для этого периода характерен усиленный рост всего тела. За год ребенок вырастает на 25 см и утраивает свой вес, достигая 10 кг. К концу этого периода ребенок начинает ходить и говорить.

Преддошкольный и дошкольный возраст характеризуется дальнейшим ростом и развитием ребенка, однако, энергия роста по сравнению с грудным возрастом несколько замедлена. До 4-х лет ребенок в среднем вырастает по 8 см в год, а после 4-х лет по 6 см. По мере того как ребенок начинает самостоятельно ходить, он ближе соприкасается с окружающим миром, который способствует функциональному развитию коры головного мозга. Поэтому так важно в этом возрасте правильно организовать внешнюю среду и воспитание ребенка.

Младший школьный возраст характеризуется усиленным развитием мускулатуры, но рост идет уже не так быстро, как в предыдущие годы. Ребенок в школе начинает развиваться в коллективе и жить его интересами.

Старший школьный или подростковый период в физиологическом отношении характеризуется созреванием и начинающимся функционированием половых желез. У девочек половое созревание начинается приблизительно с 12-ти лет, у мальчиков — с 13-15 лет. Появляются вторичные половые признаки: вырастают волосы на лобке и в подмышечных впадинах, у девочек развиваются молочные железа, у мальчиков "ломается" голос.

Нарастание массы и увеличение размеров тела в различные периоды детства сопровождаются весьма существенными изменениями во всех органах и системах организма, при этом возникают, развиваются и совершенствуются функции органов и систем. Весьма сложный процесс роста и развития детского организма можно проследить, рассмотрев изменения в отдельных органах и системах.

Кожа новорожденного ребенка по своим морфологическим и физиологическим особенностям отличается значительным своеобразием. Роговой слой тонок и состоит из 2-3 рядов слабо связанных между собой и постоянно слущивающихся клеток, поэтому кожа легко повреждается. Основной слой кожи развит хорошо, это способствует ее хорошей регенерации. Основная перепонка, разделяющая эпидермис и дерму, у новорожденных недоразвита, очень нежна и рыхла. Результатом этой морфологической недоразвитости основной перепонки является слабая связь между эпидермой и собственно кожей, что приводит к появлению у них такого заболевания, как пузырчатка новорожденного. Кожа детей чрезвычайно богата капиллярной сетью, что способствует улучшению дыхательной функции кожи и генерализации инфекции.

Кожа новорожденных богата водой и представляется несколько отечной, бледной или бледновато-цианотичной. При рождении она покрыта довольно толстым слоем творожистой смазки серовато-белого цвета. После удаления смазки кожа обнаруживает реактивную красноту, иногда с цианотичным оттенком. Это как бы воспалительное состояние кожи носит название физиологического катара кожи (erythema neonatorum). Через несколько дней краснота постепенно исчезает и сменяется мелким отрубевидным шелушением.

Сальные железы хорошо функционируют даже у новорожденных. У них очень часто на коже носа, а иногда и на прилегающих участках кожи щек заметны желтовато-белые точки (milia) — избыточное скопление секрета в кожных сальных железках. Потовые железы обнаруживают функциональную недостаточность в течение первых 3-4 месяцев, поэтому дети в этот период легко перегреваются.

Теплорегуляторная функция детской кожи, с характерными для нее тонкостью и нежностью, обилием кровеносных сосудов, недостаточной функцией потовых желез и особой лабильностью вазомоторов, отличается относительным несовершенством и делает ребенка склонным как к переохлаждениям, так и к перегреваниям.

На ощупь кожа новорожденных бархатисто-мягкая, с хорошим тургором и по всей поверхности, особенно на плечах и спине, покрыта мягким пушком (lanugo); обилие его дает право судить о степени зрелости ребенка.

Волосы на голове у новорожденных чаще бывают темные. Очень обильная или, наоборот, крайне недостаточная растительность волосистой части головы у новорожденных, а также и первоначальная окраска волос не предрешают особенностей последних у ребенка в последующие годы его жизни.

Брови и ресницы у новорожденных развиты сравнительно мало. В дальнейшем рост их значительно усиливается, и у детей 3-5 лет они достигают почти такой же длины, как и у взрослых.

Подкожно-жировой слой у плода накапливается главным образом в течение последних 1,5 — 2 месяцев внутриутробной жизни и бывает хорошо выражен у нормальных доношенных новорожденных. Во внеутробной жизни ребенка он интенсивно нарастает в течение первых 6 месяцев, главным образом на лице, медленнее на животе. У девочек, особенно начиная с препубертатного периода, подкожно-жировой слой выражен сильнее, чем у мальчиков.

У детей раннего возраста подкожный жир больше содержит твердых жирных кислот — пальмитиновой и стеариновой, что обусловливает большую плотность жира и более высокую точку его плавления. Имеется определенная закономерность в накоплении и исчезновении жира при нарастании веса и его падении. Жир легче всего исчезает со стенок живота, затем — с туловища, потом — с конечностей и позже всего — с лица в области щек.

Костная система. Костная ткань у маленьких детей содержит больше воды и меньше, чем у взрослых, твердых минеральных веществ, имеет волокнистое строение, богата сосудами. Этим объясняется большая мягкость и меньшая ломкость детских костей по сравнению с костями взрослых.

Голова у ребенка относительно больше, чем у взрослого. Высота ее у новорожденного равна 1/4 длины тела, у взрослого — 1/8. Череп отличается малым размером лицевой части, которая увеличивается лишь с появлением зубов и развитием жевательной мускулатуры. Анатомической особенностью строения черепа является наличие родничков. Большой родничок обычно закрывается к 12-18 месяцам. Малый родничок, открытый при рождении приблизительно у 25% новорожденных, закрывается в течение первой четверти года.

Ребенок рождается, как правило, без зубов. Первые зубы прорезываются в возрасте 6-8 месяцев. К 2 годам заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. Для вычисления количества молочных зубов, которые должен иметь ребенок, следует из числа месяцев жизни вычесть 4. Например, в возрасте 12 месяцев ребенок должен иметь 12-4 = 8 зубов. Прорезывание зубов акт физиологический и никаких заболеваний вызывать не может.

Позвоночник новорожденных не имеет физиологических изгибов. Первая его шейная кривизна образуется к 2-3 месяцам, когда ребенок хорошо держит голову; спинной и поясничный изгибы позвоночника формируются, когда ребенок начинает сидеть, стоять. Обычные свои очертания позвоночник приобретает к 1,5 — 2 годам.

Грудная клетка ребенка в первые месяцы жизни имеет коническую форму. Ребра прикреплены к позвоночнику под прямым углом, вследствие чего экскурсия грудной клетки резко ограничена.

Соотношение между отдельными частями тела с возрастом ребенка изменяется. Так при рождении окружность головы у ребенка на 2 см больше окружности грудной клетки, к 3-4 месяцам они имеют одинаковые размеры, а в возрасте 1 года уже окружность груди больше окружности головы на 2 см.

Конечности у детей относительно короткие, а у новорожденных и грудных детей имеется еще и физиологическое искривление голеней.

Мускулатура в грудном возрасте развита слабо и мышечная масса составляет 23,8%, в то время как у взрослого — 42-43%. В последующие периоды жизни в связи с совершенствованием ее функции она интенсивно нарастает и изменяется в гистологическом строении: увеличивается толщина и число мышечных волокон, уменьшается количество интерстициальной ткани. В первые 3-4 месяца наблюдается мышечная гипертония, которая является для этого возраста физиологической. Наиболее интенсивное развитие мышц происходит в школьном возрасте. Развитие их идет сверху вниз — от мышц шеи, туловища до мышц конечностей.

Периферийные лимфатические узлы у новорожденных отличаются малым количеством соединительной ткани и несовершенством клеточной структуры. В этом периоде пальпируются всего 3-4 группы лимфатических узлов, они единичные и мелкие. На первом году жизни лимфатические узлы еще недостаточно предохраняют ребенка от распространения инфекции и генерализация ее наблюдается чаще всего именно в этом возрасте. К 7-8 годам лимфатические узлы имеют уже в своем строении зрелые клетки, строму и перегородки; кроветворная и барьерная функции лимфатической системы становятся полноценными.

Органы дыхания по строению и по функции отличаются рядом особенностей и в процессе роста организма значительно изменяются. Верхние дыхательные пути, начиная с носовых ходов, у грудных детей узкие. Носовые раковины развиваются лишь к 3 годам, слизистая оболочка очень богата кровеносными и лимфатическими сосудами, очень легко набухает при остром воспалении, затрудняя носовое дыхание и вызывая одышку. Добавочные полости в раннем возрасте не развиты: гайморова полость, мало выраженная у новорожденного, усиленно растет с 2 лет, а лобная пазуха только с 2 лет начинает определяться и окончательно формируется к 12-15 годам.

Гортань, трахея и бронхи относительно узки, слизистая их обильно снабжена кровью и лимфой, воспалительные процессы возникают в них легко, вызывая значительные расстройства дыхания и стенотические явления даже при умеренных воспалительных процессах. В связи с анатомическими особенностями детей раннего возраста у них чаще возникают ложный круп и обструктивный бронхит. Объем легких у новорожденных в 20 раз меньше, чем у взрослых. Эластическая ткань легкого у детей недоразвита, поэтому у них быстрее развивается эмфизема легких.

Анатомические особенности органов дыхания сказываются и на их физиологических особенностях. Так частота дыханий у новорожденных составляет 40 в минуту, в возрасте 1года уменьшается до 30, в 5 лет — до 25, а в 10 лет — до 20 дыханий в минуту. В первые месяцы жизни у детей доминирует абдоминально- диафрагмальное дыхание, так как грудная клетка находится в положении максимального вдоха; к 4-7 годам начинает превалировать грудной тип дыхания. При перкуссии у детей грудного возраста из-за тонкости грудной клетки над легкими выслушивается легочный звук с коробочным оттенком, а при аускультации — более громкое и сильное дыхание, так называемое — пуэрильное дыхание, которое после 5-7 лет начинает приближаться к везикулярному.

Особенности органов кровообращения у детей особенно заметны. С первым криком ребенка начинает функционировать дыхательная система и бездействовавший внутриутробно малый круг кровообращения. Существенно изменяются условия кровообращения в большом круге; запустевают пупочные сосуды, прекращается ток крови в аранциевом протоке, соединяющем пупочную и воротную вены; прекращается сообщение между левым и правым предсердиями, перестает функционировать боталлов (артериальный) проток между легочной артерией и аортой. Овальное отверстие между предсердиями зарастает к концу первого полугодия жизни ребенка.

Сердце новорожденного относительно большое по размерам и весу, оно особенно интенсивно растет в первые 2 года жизни и в период полового созревания. Необходимо также учесть некоторые особенности положения сердца: у детей первых месяцев жизни сердце как бы распластано на высоко стоящей диафрагме, что определяет более широкие границы его относительной тупости. Так левая граница относительной тупости сердца у грудных детей находится на 1- 1,5 см кнаружи от левой среднеключичной линии, а правая — по правой парастернальной линии. Тоны сердца у детей громкие. Количество крови, выбрасываемое сердцем в течение минуты (минутный объем) в 2-3 раза больше, чем у взрослых.

Пульс чаще, чем у взрослых. У новорожденных пульс 140 ударов в минуту, к году урежается до 120, к 5 годам — до 100, а к 10 годам — до 80 ударов в минуту.

Артериальное давление значительно ниже, чем у взрослых, и тем ниже, чем меньше возраст ребенка. У ребенка грудного возраста оно равняется 80/50 мм ртутного столба, у детей старше года определяется по формуле В.И.Молчанова: 80 + 2n, где n — число лет ребенка.

Для детей раннего возраста характерен правый тип электрокардиограммы, который в школьном возрасте приобретает вид нормограммы, а затем — и левограммы.

Кроветворение и кровь у детей также отличаются рядом особенностей. У детей раннего возраста функционирующий костный мозг находится во всех костях. С 4-летнего возраста начинается превращение красного мозга в желтый или жировой костный мозг. Количество крови у детей относительно больше, чем у взрослых, — 14% от массы тела новорожденных, у взрослых — 5-6%. Свертываемость крови имеет некоторые отличия лишь у детей очень раннего возраста (несколько удлинена); в остальных же периодах детства приближается к таковой у взрослых, равняясь 4-5 минутам. Продолжительность кровотечения 2-3 минуты. Скорость оседания эритроцитов у детей составляет от 2 до 10 мм в час.

Характерной особенностью гемопоэза у детей является лабильность его, легкая склонность под влиянием различных и иногда незначительных причин к созданию очагов метаплазии (миелоидной и лимфоидной), к появлению большого числа незрелых клеток крови. Это зависит от богатства тканей детского организма недифференцированными мезенхимальными клетками, способными дифференцироваться в различные форменные элементы крови.

Морфологическая особенность крови новорожденных состоит в том, что она более богата гемоглобином, эритроцитами и лейкоцитами. Количество эритроцитов у детей грудного возраста составляет около 4,5 млн в 1 мм3 крови, количество гемоглобина постепенно снижается с 140 до 120 г/л, причем большой процент этого гемоглобина является фетальным, что делает эритроциты менее стойкими и приводит к их гемолизу.

Число лейкоцитов при рождении может достигать 30 тыс/мм3, затем начинает падать и с 10-12 дня до конца первого года жизни держится в пределах 10000 — 12000. Лейкоцитарная формула крови у детей при рождении такая как у взрослых, но уже в течение первых дней жизни подвергается значительным изменениям. Количество нейтрофилов, достигающее при рождении 65-66% от общего количества лейкоцитов, начинает быстро снижаться, а количество лимфоцитов (при рождении их около 20%), наоборот, быстро нарастает. На 5-й день жизни кривые нейтрофилов и лимфоцитов перекрещиваются ("первый перекрест"), к концу первого года жизни число нейтрофилов снижается до 25%, а лимфоцитов увеличивается до 60%. Затем начинается уменьшение количества лимфоцитов и увеличение количества нейтрофилов и в 5 лет происходит "второй перекрест", когда их количество равняется по 45%. К 14 годам жизни формула белой крови становится как у взрослых.

Система пищеварения характеризуется слабой защитной функцией слизистой, слабостью мышечного слоя и сниженной секреторной функцией пищеварительных желез.

Слюна у детей в первые месяцы жизни выделяется в небольшом количестве, так как слюнные железы новорожденного недостаточно дифференцированы и полноценно начинают функционировать только с 3-4 месяцев жизни. У новорожденных в слюне отсутствует амилаза и снижено содержание птиолина.

Емкость желудка увеличивается у детей на 1-м году жизни постепенно: у новорожденного 2-го дня жизни она равна 10-20 мл, к 10 дню жизни — 80 мл, к 3 месяцам — 120 мл, к году она достигает 200-250 мл.

Желудочный сок, имея ту же, что и у взрослого человека характеристику (соляную кислоту, пепсин, сычужный фермент и липазу), отличается по основным инградиентам в количественном отношении. У детей грудного возраста снижена активность пепсина и сычужного фермента, принимающих участие в усвоении белка. Сила пепсина и лабфермента у детей первого года жизни ниже, чем у взрослого приблизительно в 10-15 раз. Содержание липазы в желудочном соке невелико и повышается с возрастом, что затрудняет переваривание жира. Общая кислотность желудочного сока новорожденного равна всего 3-6 мл 0,1№ раствора КОН, в 1 год — 15-20 мл, а в 12 лет — 40-60 мл.

Недостаточно дифференцирована поджелудочная железа. Она продуцирует те же, что и у взрослых ферменты (липазу, амилазу, трипсин), но их активность, особенно липазы, значительно ниже.

В первые месяцы жизни относительно мало вырабатывается желчи, причем в ней меньше содержится жирных кислот.

Значительные изменения происходят у детей в составе бактериальной флоры кишечника. После так называемой стерильной фазы желудочно-кишечный тракт во время и после родов инфицируется стафило- и стрептококками, пневмококками, кишечной палочкой, ацидофильными бактериями. Под влиянием способа вскармливания и в зависимости от него изменяется кишечная флора. Если ребенок получает только молоко матери, то в кишечнике преобладает B. bifidus. У детей, получающих смешанное или искусственное вскармливание, преобладают кишечная палочка и энтерококки. Чем меньше возраст ребенка, тем чаще наблюдаются у них моторные и функциональные нарушения, которые могут возникнуть от самых разных причин.

В первые 36-40 часов после рождения у новорожденных выделяется первородный кал (меконий), в виде густой, вязкой массы, темно-оливкового цвета, без запаха. Он состоит из проглоченных околоплодных вод, эпителия и секретов желез желудочно-кишечного тракта. В первые недели жизни стул бывает 5-7 раз в сутки, к концу года — 1-2 раза. У детей более старшего возраста обычно дефекация бывает 1 раз в сутки.

Особенность мочеполовой системы новорожденных в том, что почки у них сохраняют эмбриональное строение, корковый и мозговой слои развиты слабо. К 5-6 годам эти отличия постепенно исчезают.

Почечная фильтрация у новорожденных и концентрационная способность почек снижены, поэтому в первые месяцы жизни ребенок должен выделять больше мочи для удаления растворимых веществ (мочевины, мочевой кислоты). Удельный вес мочи у новорожденных детей составляет 1002 — 1004.

Количество мочи у детей относительно больше, чем у взрослых, что объясняется интенсивностью обменных процессов у них. У месячного ребенка суточный диурез достигает 350 мл, к концу первого года — 600 мл, нарастая в дальнейшем на 100 мл в год.

Число мочеиспусканий уже к 10 дню после рождения достигает 20 — 25 и лишь к концу года уменьшается до 15, а к 2-3 годам — до 10 раз в сутки. Дети дошкольного и школьного возраста мочатся 6-7 раз в сутки.

Эндокринные железы. В период внутриутробного развития плод находится под гормональным воздействием материнского организма; влияние последнего продолжается через молоко матери и во внеутробной жизни. В различные периоды детства можно отметить превалирующие влияния тех или иных желез.

Щитовидная железа у ребенка при рождении бывает относительно больше, чем в последующие годы. При нарушении нормального функционирования щитовидной железы задерживается и извращается нормальное физическое и психическое развитие ребенка, задерживается эпифизарное окостенение и приостанавливается рост костей, резко страдает трофика кожи и температура тела.

Гипофиз к моменту рождения ребенка развит вполне удовлетворительно.

Вилочковая железа у новорожденного относительно велика и с первых дней внеутробной жизни начинает регрессировать. Гипертрофия вилочковой железы обычно сочетается с гиперплазией всего лимфатического аппарата ребенка и лежит в основе клинического симптомокомплекса при status thymicolymphaticus.

Надпочечники у плода и новорожденного относительно больших размеров, чем у взрослых. У новорожденного мозговой слой надпочечника развит очень слабо и макроскопически незаметен. Строение надпочечников у новорожденных далеко еще не закончено. Оно заканчивается лишь к концу 1-го — началу 2-го года жизни ребенка.

Закладка и формирование половых желез происходит уже в ранний период внутриутробного развития. Наружные половые органы к моменту рождения ребенка хорошо сформированы. У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек большие половые губы должны прикрывать малые. Часто наблюдаемое у мальчиков сращение между головкой полового члена и внутренней поверхностью крайней плоти надо рассматривать как явление физиологического порядка. До препубертатного периода рост яичек происходит очень медленно. Яичники, в отличие от яичек, почти закончены в своем строении к моменту рождения ребенка. У новорожденных девочек в яичниках уже можно обнаружить совершенно зрелые фолликулы.

У девочек период полового созревания начинается и раньше заканчивается, чем у мальчиков. Грудные железы у них начинают заметно увеличиваться уже с 10-14 лет.

Нервная система, отличаясь морфологическими особенностями и функциональной незрелостью у новорожденного, динамически изменяется под влиянием меняющихся условий внешней среды, дифференцируется морфологически и совершенствуется функционально, что все время сказывается на росте и развитии организма. Головной мозг у детей относительно больше и тяжелее чем у взрослых (у новорожденного он составляет 1/8 массы тела, у взрослого — 1/40). Мозговые извилины менее выражены. В возрасте 9-10 лет вес мозга ребенка приближается к весу взрослого (1300 г), последующее нарастание идет медленно и завершается к 18-ти годам.

 

Профессор, д.м.н., Агейкин В. А.

Медицинский научный и учебно-методический журнал.

http://www.medic-21vek.ru/