поиск по сайту // карта сайта // о сайте
...
Сегодня 29.05.2017
...

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Открыты вакансии детских врачей-косультантов на нашем форуме. Подробнее...

 

Печать E-mail

Энцефалопатия или трудно стать первоклассником

А почему я, собственно, вновь именно о школе?
Ребенок родился! Будет он в дальнейшем здоровым и крепким или слабым и болезненным, но в течение своей жизни он должен получить тот объем знаний, умений, навыков, опыта, который позволит ему, ребенку, стать личностью, занять свое, и не последнее, место в коллективе, сыграть свою, и немаловажную, социальную роль. 

Школа на этом пути не только стартовый отсчет выполнения этих задач, но и, одновременно, вершина, к штурму которой ребенок должен быть подготовлен в процессе всех предшествующих лет.

Однако каждый год у ряда детей поступление в школу приводит к расстройству нервной системы, и они начинают свои школьные годы с лечения в клинике неврозов. Растет число, так называемых, классов выравнивания, где учатся дети, которые не успевают по обычной программе.

Порою уже к школьному возрасту любопытство – типичнейшая черта детского характера, показатель пытливой работы разума – умаляется, гаснет, уходит. Часто случается, что поступками ребенка все чаще и чаще руководит чисто физическая, но малоосмысленная активность, таким образом, что школа, обучение, познание – труд, ориентирующийся на любознательность ребенка, все чаще ведет лишь к утомленности, вялости, ухудшению самочувствия.

Давайте вспомним все с начала и увидим, какие проявления характера, настроения, самочувствия, поведения бывают у ребенка, приводя его в число учеников «трудных» и порою, что греха таить, не слишком желаемых для иного непрофессионального педагога-учителя.

Начнем с того, что у будущей мамы, у Вас, возможно, могли быть в прошлом хронические заболевания почек, печени, миндалин, какие-либо гинекологические заболевания. Возможно, что мама в период беременности перенесла простудное или инфекционное заболевание. Вполне вероятно, что у беременной женщины была выявлена инфекция в родовых или мочевыводящих путях.  Вероятно также, что на многие подобные проблемы женщина – будущая мама – должного внимания не обращала. Да и Вы, уважаемые родители девочек, читающие сейчас все это, не всегда ощущаете предельную необходимость заниматься лечением, и дочерей своих подготовить к необходимости заниматься лечением таковых состояний, о которых было сказано выше. Состояний-заболеваний, имеющих глубокие последствия на здоровье и жизнедеятельность уже внуков Ваших. Потомства Ваших, увы, часто неразумных и, к сожалению, - Вам, Вам укор! – беспечно физиологически безграмотных девчонок.

Далее возможно не совсем нормально протекали роды, – они были слишком длительные или, напротив, быстрые. Могло произойти обвитие пуповины вокруг шеи малыша, и не сразу вслед за рождением раздался, его крик. Возможно, что-то было именно так и уже с первых месяцев Вам говорили врачи о повышенной возбудимости ребенка, а он сам плохо спал, вяло сосал, часто вздрагивал во сне или при прикосновении, часто, внешне беспричинно, кричал долго и настойчиво. При перепеленывании замерзал, и Вы видели, как дрожит его подбородок, как кожа ребенка становится «пестрой», а не ровно розовой, как в норме, ощущали всегда холодные и влажные ручки и ножки малыша. Так Вы на собственном опыте знакомились с понятием – ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ - так одним словом можно назвать страдание головного мозга связанное с токсическим, травматическим, инфекционным влиянием.

Потом могло оказаться, что ребенок Ваш позже, чем по норме, начал сидеть, стоять, ходить, говорить. Вы отмечали, что растет он излишне пугливым – вздрагивает при громком звуке, резком Вашем движении, боится одиночества, темноты, чужих людей. Возможны и другие, прямо противоположные явления. Ребенок неусидчивый, слишком подвижный, на попытки ограничений, сдерживаний с ранних лет реагирует бурно, криком, более чем плачем, хватает и трогает любые предметы и при этом часто травмируется. С детьми и с взрослыми общается не столь раскованно, сколь бесцеремонно. Являясь в сущности своей «почемучкой», спрашивает что-либо, не дожидаясь ответа, отвлекаясь стремительно на другой вопрос или убегая для иной игры, а значит, обучается чему-либо с ранних лет плохо. Недостаточно и нетвердо.

Дети такие мало играют в игры спокойные, требующие внимания, усидчивости. Чаще обнаруживаются  признаки обидчивости, гневливости,  проявления агрессии в виде попытки обидеть других детей, отобрать игрушку, разрушить чужие куличики, дом из песка и т.п. Эти дети производят впечатление сверхактивных. Рано перестают спать днем, плохо спят и ночью – крутятся, вскрикивают. Могут отмечаться монотонно повторяемые движения – повороты головой из стороны в сторону, её сильная потливость. Возможны ночные страхи, когда ребенок просыпается среди ночи с громким плачем, застывшим от испуга взглядом, не узнающим никого вокруг.

В разговоре, общении с детьми и взрослыми такие дошколята проявляют немотивированное чувство превосходства, претендуют на «всезнайство» и, самое нежелательное, на всепрощение своих шалостей, граничащих порою с неумеренным эгоизмом и осознанным вредничеством в отношении окружающих.
Порою, дети эти обладают хорошей памятью, сметливостью, но плохо приспосабливаются к труду кропотливому, трудно переносят бездеятельность, к примеру, ожидание. Сама игровая деятельность их носит чаще характер просто беготни, двигательной суетливости, неуравновешенности при отсутствии разумных начал – внимательности, сосредоточенности, копирования, анализа.

Дети такие чаще всего оказываются неготовыми к началу обучения. Раздражительность, капризность, избыточная эмоциональность, необходимость проявлять несвойственную им усидчивость, высокие требования к устойчивой, долговременной памяти, устойчивому волевому вниманию, отсутствие достаточной уравновешенности делают неэффективными первые шаги в обучении. Нагрузка на мозг оказывается избыточной, возбуждая и без того беспокойного ребенка, приводя к низким результатам учебы. Попытки подтянуть такого первоклассника за счет дополнительных занятий не всегда ведут к успеху, т.к. обнаруживается близкий предел рабочих возможностей – высокая утомляемость, истощаемость внимания у ребенка с энцефалопатией в прошлом.

Несомненно, проблематичной представляется целесообразность начала обучения этих детей в школах, где предусматривается углубленное или ранее изучение каких-либо дополнительных или серьезных предметов. Необходимо всегда рассматривать вопрос поступления в такую школу с учетом проведенного в дошкольные годы лечения.

Что  необходимо предпринять? Так правильнее, чем «что делать?», поскольку дать какие-либо общие единые советы практически нельзя. Энцефалопатия многолика! В возрасте ребенка более старшем, чем грудной она называется врачами несколько иначе, по-иному звучат диагнозы, но последствия такого состояния будут отмечаться в тех или иных проявлениях всю, по крайне мере, детскую жизнь. Необходимо также признать, что, как и во многих случаях, большее зависит от Вас!

Прежде всего, надо понять, что воспитание и обучение ребенка имеющего подобные описанным проявления характера, поведения, здоровья, проявления, не устраивающие Вас, не обеспечивающие условия для созидательного развития – невозможны без терпеливого и длительного лечения. А значит, нужен режим дня, главной целью которого является профилактика и устранение утомления. Режим, в котором нет места наркологическим излишествам взрослых, т.е. курения. Режим, который создан для ребёнка, но является законом для всех, и когда кто-то в семье работает на компьютере, или когда смотрит телевизор в несоответствующее для ребенка время, или когда просматриваемый телесюжет не может быть доступен пониманию ребёнка - помните! - его участия при этом не требуется. Необходимо настойчиво стремиться к такому построению режима дня, при котором обязательно высыпается к моменту утреннего пробуждения ребёнок, посещающий детский сад или уже школьник. Здесь помимо обеспеченной, необходимой по возрасту, 9-10-и часовой длительности сна, важным является исключение компьютерных игр и просмотра телевизора уже за полтора-два часа до него. Если с началом школьного обучения Вы наблюдаете повышенную утомляемость у своего первоклассника, то введите в режим дня дневной отдых. Для ребёнка издавна не спящего днём ни дома, ни в детском саду это может быть просто обязательный пассивный отдых, естественно, без привлечения в качестве «няни» телевизора или компьютерных игр. Подойдёт просмотр картинок, рисование, сборка паззлов, какая-либо игра с минимумом игрушек (достаточно одной-двух) и на ограниченном пространстве, исключающим активное передвижение по дому. Такое времяпрепровождение для ребёнка, который после последнего школьного урока приходит домой и обедает, может длиться в течение получаса-часа, если вскоре после начала отдыха всё же приводит ко сну. Подъём в этом случае обязательно сопровождается умыванием лица прохладной водой и неким полдником с тёплым сладким питьём.

Надо понять также, что ребенок, о котором идет речь, может вырасти полноценно здоровым только! при должном лекарственном, физиотерапевтическом или ином лечении. Состояние, о котором мы говорим, непохоже на острое заболевание уха или легких – полечили, и прошло. Ослабленность нервной системы в результате лечения перестает мешать, создается иллюзия здоровья, - но… здоровья – сейчас!, при сегодняшней эмоциональной, психологической, физической нагрузке. Завтра – вдруг! – ребенка, допустим, больно обидели или ему пришлось сильно потрудиться при выполнении контрольного задания и Вы убедитесь насколько мал оказался этот запас здоровья, который Вас не только радовал, но и приводил в состояние благодушия по поводу неврологического и психологического благополучия ребенка.

Благодушествовать не торопитесь! Будьте готовы помочь ребенку справиться с сиюминутными стрессовыми обстоятельствами! Особенно не удивляйтесь реально возможным временным ухудшениям! Для подобных детей отрицательно избыточными могут быть не только злые, но и радостно добрые эмоциональные перегрузки! Покупая билеты на какой-либо детский спектакль будьте всегда готовы увести ребёнка домой до окончания представления, если заметите утомлённость, сопровождаемую утратой живого интереса к действию на сцене, маломотивированной раздражительностью, рассеянностью или даже сонливостью. Приводя ребёнка в кружки или спортивные секции, следите за тем, чтобы их посещение не нарушало питание, не способствовало приёму пищи второпях, еде всухомятку или питанию ребёнка в режиме фаст-фуда. За тем, чтобы ребёнок, посещающий кружки, сохранял достаточное количество психо-эмоциональных сил для выполнения домашних обязательных учебных заданий без каког-либо нарушения длительности сна.  

Возвращаясь назад. Вы должны знать, какие особенности характера, поведения и здоровья Вас беспокоят. Вы должны донести это беспокойство до доктора невропатолога, до психолога, до воспитателя и учителя Вашего ребенка в детском учреждении.  Вы должны быть настойчивы в этом, чтобы Вас услышали, Вам ответили. Но, когда Вы проявите неудовлетворенность исходом рекомендованного кем-либо лечения, не забудьте!, что оно было Вам назначено на время, на какой-то конкретный срок, и Вам никто не обещал, что лечение это – последнее, за которым уже не может быть иных, следующих планов у Вашего доктора, и никто Вам не говорил, что в лечении Вашего ребенка есть необязательные моменты, которые Вы сами можете решить не выполнять, касается это режима, лекарств или чего-то еще.

Прислушивайтесь к лечащему Вашего ребенка врачу! Прежде всего, ищите диалога с ним, настаивайте на этом диалоге. Но и сами в этом обязательном для Вашего ребёнка, для успешности его лечения диалоге будьте активной – всё уточняющей, заинтересованной, приобретающей и знания и родительский опыт – стороной. Ваши сомнения и недоверие разрешайте только в личной беседе с доктором, но ни в коем случае не сами с собой, не между собой. Не дома с родственниками и знакомыми. Не «бастуйте» с помощью отказа от выполнения рекомендаций – это в любом варианте бесперспективно!

Поиск врача, пользующегося Вашим доверием, как и поиск друзей, процесс, требующий целеустремленности и усилий. Не избегайте своих моральных затрат на эти усилия. Если у Вас действительно в чём-либо проблемный ребенок, не думайте, что хоть какие-то его проблемы могут оказаться неважными для будущего!
Желаю успеха!

Автор статьи: Доктор Багровце Ю.К..
Статья прислана автором для публикации на ЧАДО.РУ
Копирование возможно, только при наличии активной ссылки на автора и сайт ЧАДО.РУ





 

 

...